victor_korb (victor_korb) wrote,
victor_korb
victor_korb

Category:

Пир(р) во время (по)беды

Россия – одно из самых мифологизированных государственных образований. Все бы ничего, но многие из этих мифов уж слишком сильно искажают реальность, мешают обществу адекватно встраиваться в современный мир и даже ставят под угрозу само его существование и развитие. Один из таких – государственный миф «о великой победе».

Общепризнанным результатом Второй Мировой войны является разгром стран «оси» объединенными усилиями союзников и последовавший за этим раздел Европы и мира на сферы влияния между СССР, с одной стороны, и Западом во главе с США, с другой. Никакой «победы советского народа» не было. Ведь нельзя же всерьез называть победителем народ, который за время войны понес самые значительные потери, и в результате войны не стал ни более свободным, ни более процветающим.

Если и можно говорить о победе, то о победе пирровой – принесшей всему миру новую напряженность, эскалацию вооружений и новые войны. Можно рассуждать о победе, «украденной» у народа, «присвоенной» тоталитарным режимом. Суть от этого не меняется. Реальными победителями, пожинателями плодов победы стали страны, утвердившие демократические институты как наиболее эффективные регуляторы экономической и политической свободы своих граждан. В этом смысле, по сути, к победителям можно отнести и народы Германии, Италии и Японии. Но не России.

Зачем же нужно усиливать искаженное мифологизированное восприятие истории? Затем, чтобы отвлечь от действительности, от рационального восприятия реальной ситуации в стране и мире. Затем, что создавать виртуальные миры и управлять ими гораздо проще, чем решать реальные проблемы. Затем, чтобы легче обосновать и удержать в мобилизационных и реваншистских рамках массовое сознание. Миф о «великой победе» естественным образом связан с государственно-патриотической идеологией, в которой абстрактные государственные фетиши имеют безусловно более высокую ценность, чем конкретные интересы общества и, тем более, отдельных людей. Российское государственное устройство остается тоталитарным по сути, а тоталитарное государство всегда предстает победителем «для внутреннего пользования» – даже за мгновения до краха.

Людям нужна не победа, а мир и достойная жизнь. Это вовсе не одно и тоже. Любая победа таит в себе беду – провоцирует обиду, накапливает потенциал новой войны. Победить несоизмеримо легче, чем обеспечить мир. России еще только предстоит научиться жить в мире – с собой и своими соседями. А не побеждать любой ценой – в прошлом и будущем.

Примечание: это эссе впервые было напечатано в майском 2005 года журнале “Бизнес курс”.
Tags: война, мифы, победа, эссе
Subscribe

  • Мои твиты

    Пт, 15:27: Если вы хотите узнать рекомендации УГ, но не знаете, где их посмотреть, проще всего это сделать на страничке в гугл-документах по…

  • Мои твиты

    Чт, 16:09: А можно было просто наладить производство и распространение мерча «Сделай Путину больно!»: с маленькими куклами и набором иголок для…

  • Мои твиты

    Ср, 18:33: Завершили вместе с коллегами важный этап масштабного исследовательского проекта — разработку анкеты для опроса комьюнити-менеджеров,…

promo victor_korb декабрь 12, 2012 22:37 12
Buy for 30 tokens
Если читаете этот текст, значит, место в промо-блоке в моем ЖЖ временно свободно и может быть занято рекламой вашей записи. Требования изложены в этом посте.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 103 comments

  • Мои твиты

    Пт, 15:27: Если вы хотите узнать рекомендации УГ, но не знаете, где их посмотреть, проще всего это сделать на страничке в гугл-документах по…

  • Мои твиты

    Чт, 16:09: А можно было просто наладить производство и распространение мерча «Сделай Путину больно!»: с маленькими куклами и набором иголок для…

  • Мои твиты

    Ср, 18:33: Завершили вместе с коллегами важный этап масштабного исследовательского проекта — разработку анкеты для опроса комьюнити-менеджеров,…