HDR

victor_korb


Виктор Корб

Свободу Борису Стомахину!


Previous Entry Поделиться Next Entry
Ждем-с-с... До первого бунта?
HDR
victor_korb
Гарри Каспаров выполнил свое обещание и опубликовал третью статью из цикла "Россия после Путина". Публикация вызывает смешанные чувства.

Мне, конечно, приятно, что Гарри четко обозначил ряд ключевых моментов, которые я отстаиваю уже много лет. Это и идея Учредительного Собрания как основной институционально-правовой формы переходного периода. И высочайший приоритет задачи поиска эффективных форм самоорганизации граждан, недовольных существующим положением вещей. И необходимость формирования "параллельных структур, способных сыграть роль буфера в переходный период". И абсолютная недопустимость любых форм невынужденного сотрудничества с режимом...

В то же время, я вижу, что очередной "программный" документ вновь по сути не является программным. В нем вновь смешивается набор конкретных политических пожеланий (целей и задач для переходного правительства), большинство из которых были сформулированы еще в программе ОГФ 2006 года с общими декларациями. Но в нем нет внятной схемы деятельности гражданского актива, нет четкого понимания самого механизма перехода от нынешнего безвременья и застоя к "послепутинскому" состоянию. Реальной "программы действий" - в виде конкретных направлений и мер, которые должна осуществлять объединенная гражданская оппозиция, новых организационных подходов к самому ее формированию - всего этого, к сожалению, Гарри Каспаров не предлагает.

А ведь если сохранять адекватность и политическую логику, стоит признать, что существует лишь три существенно различных стратегических линии политического поведения.

Первая - не напрягаться, не предпринимать активных самостоятельных действий, спокойно ждать "естественного" развития событий, готовясь и приспосабливаясь к самым худшим вариантам. Так ведет себя большая часть населения России, а также ее разнообразная по идеологическим формам, но единая по сути "элита применительно к подлости".

Вторая - включаться в игры, инициируемые "сигналами сверху", рассчитывая запустить "Перестройку-2" и попытаться не повторить ошибки и преступления первой перестройки. Этот путь выбирают авторитетные блогеры Морозов, Литвинович иже с ними.

Третья - разрабатывать собственную повестку, решительно запускать новую стратегическую Игру по формированию новой гражданской легитимности, опережающему построению реальной Новой России - на основе той самой гражданской самоорганизации и системного построения "альтернативных структур". Только путем постепенного и целенаправленного формирования ситуации "двоевластия" (точнее - формирования реальных гражданских институтов власти и самоуправления, способных удержать страну от хаоса безвластия) можно добиться демонтажа нынешнего режима. Этот путь уже давно интуитивно выбрало огромное количество свободных граждан, но чтобы консолидировать это броуновское движение в масштабах страны, придать ему характер общенационального движения, не достает решительных гражданских лидеров. Ждем-с-с?

Режим должен быть демонтирован.

  • 1
"Реальная "программа действий" - в виде конкретных направлений и мер..." - это несколько иной формат. Такие вещи не вывешиваются в ЕЖ, а обсуждаются за закрытыми дверями при отключенных мобилах. Уверяю тебя, эта программа есть ;)

Тайный план Каспарова по демонатции режима?

Ох-ох-ох, Дмитрий. Меня не надо уверять. Во-первых, потому что я знаю реальное положение вещей. Во-вторых, умею пользоваться принципом Альтшуллера: если нет никаких действий "по программе", то и программы нет. В точности, как того суслика, которого не видно :-)

А насчет "вывешивать или не вывешивать", конечно, ты прав: некоторые конкретные детали реализации нужно обсуждать кулуарно. Но мы же сейчас говорим о стратегических моментах формирования общей повестки. Причем, повестки, способной увлечь, если не миллионы, то хотя бы десятки и сотни тысяч. А это можно и нужно делать только публично.

Ну, я предложил готовить выборы в Учредилку. Это трудно и рисково, но этим можно увлечь сотни тысяч. У тебя есть лучше предложения?

Гм-м-м. Разумеется, свою продуманную и комплексную программу по "формированию альтернативной гражданской легитимности" я считаю лучшим предложением :-)

Формировать УС, конечно, нужно. Но не факт, что это нужно делать именно сейчас. И, абсолютно уверен, что правильнее все-таки начинать не с формирования центрального представительного органа, а с формирования органов реального гражданского представительства "на местах". А еще правильнее - все-таки обозначить контуры всей системы, чтобы все участники этого движения ощущали согласованность действий, значимость задач и их увязанность с их реальными, повседневными проблемами и интересами. А не просто в очередной раз выступали лишь в роли винтиков "электорально-публицистического" шоу.

Стоп. Что это в принципе лучше, это бесспорно. Но ты же сам говоришь о том, чем можно увлечь сотни тысяч. А "формированием альтернативной гражданской легитимности" их можно увлечь? А сочинять политические программы - это и я умею. Вопрос в том, как привести их в исполнение.

Ну ёпрст! Не мешай красное с пресным :-) Ну понятно же, что с разными людьми надо говорить на разных языках. Важно только обеспечивать некое осмысленное единство искомого, пусть даже и представляемого по-разному с разных сторон.

Увлечь можно и нужно людей тем, что им понятно, их реальными жизненными интересами и решением конкретных проблем. Я же как раз не сочинять политические программы предлагаю, а совершать практические шаги по формированию действенных механизмов эффективного гражданского действия.

Если говорить совсем просто, близко к лозунгам, то важнейшим пунктом должно стать формирование общенациональной сети "гражданских советов" - органов реального представительства интересов, реального самоуправления. Если это дело правильно организовать, то само их создание и разворачивание работы станет тем самым толчком к формированию масштабного гражданского движения, которого не достает России для демонтажа режима.

ТСРПЁ! Люди не умеют 2+2=, а ты им предлагаешь ∮∑∛(х-∞)!
Конечно все это необходимо. Но не с этого же начинать. Пади скажи народу, что им всем придется в этих советах самоуправления самим решать все общественные проблемы. Придут десятки людей, а не сотни тысяч. У нас же все привыкли, что все сделает "дядя". А мы уж, так и быть, за него проголосуем. А тут и предлагается: для начала хотя бы проголосуйте. А уж когда увидят, что от них реально что-то зависит, то мож и делать что-то начнут.

Не надо противопоставлять разные формы. Надо развивать институты и представительные, и прямого действия. Но начинать, уверен, надо все-таки с "низовых" форм - с гражданских советов. Это гораздо четче фиксирует принципиальное отличие от режима, основанного на централизованно-распределительной схеме управления всеми ресурсами страны. Включая духовные.

Ну конечно по логике надо было бы так. НО ТАК НЕ ПОЛУЧИТСЯ. Ну не раскрутишь ты народ (наш реальный российский, а не тот, который необходим для демократии) брать в свои руки местное самоуправление. А на участие в реальных (не постановочных) выборах раскрутить можно. А уж когда депутаты Учредилки скажут своим избирателям "Ребята, НАДО!", мож и самоуправление получится.

А разве нет статьи УК за "создание параллельных структур власти"? Эта стья немедленно начнёт работать, если "параллельная структура" начнёт представлять из себя минимальную силу.

Во-первых, я веду речь не о дублировании существующих властных институтов, а о построении их более адекватных гражданских аналогов. О реальном укреплении и развитии гражданского общества через самоорганизацию, вне унизительного посредничества или покровительства со стороны прогнившего или бандитского госаппарата и номенклатурного слоя.

А если, действительно, параллельные структуры начнут представлять собой силу, тогда, точно, никакие нынешние статьи уже не будут работать. Это, кстати, легко видеть даже сейчас, даже на локальных примерах. Когда еще народ даже не проснулся толком.

Ну, во-первых, нет http://www.consultant.ru/popular/ukrf/
А во-вторых, Учредительное собрание - отнюдь не параллельная структура. У него нет иных полномочий, кроме как определить будущее государственное устройство России.

Спасибо, Юрий. Ваше отношение я особо ценю.

Я в своих писульках аналог одного из ваших вариантов изображаю, как "вариант Моисея" - водить этот сброд лет сорок, а возможно и побольше по условной "пустыне". Не давать помереть с голоду, но и не давать разжиреть. Пока все старое не превратится в компост, а новое не созреет в здоровой обстановке контролируемой стагнации.

Так ведь вместо "моисеев" все какие-то дешевые провокаторы попадаются в лидеры.

Да, ни Моисеев, ни Ганди, ни даже Мининых с Пожарским пока не наблюдается.

Но мне почему-то думается, что очень маленький шанс есть. И заключается он в схеме "естественной консолидации приличных людей". Ну не совсем, конечно, "естественной" - без организаторов ни в каком процессе обойтись нельзя. Но не обязательно с неким мощным харизматичным лидером. Даже лучше без него. Чтобы не повторять в тысячный раз сценарий превращения Рыцаря в Дракона.

Изящное противоречие

Ждем-с-с?
и тут же следующий абзац
Режим должен быть демонтирован.

Так что Вы лично собираетесь делать? Ждать? Или демонтировать?

Re: Изящное противоречие

Вся наша жизнь - сплошное противоречие. Это Вы, видимо, просто философию плохо учили :-)

А если серьезно, то у меня нет никаких противоречий. Я не только считаю, что нынешний режим в России должен быть демонтирован, но и вношу в это свой скромный вклад уже много лет.

А риторический вопрос "ждем-с-с-с?", как легко видеть по контексту, относится к гражданскому активу. К моим потенциальным соратникам.


Позвольте полюбопытствовать

А в чём именно заключается Ваш многолетний "скромный вклад"? В написании заметок в уютненькой ЖЖ-чке?

Re: Позвольте полюбопытствовать

Заметки в ЖЖ я не слишком регулярно пишу только два года. А скромный вклад вношу уже, как минимум, двадцать лет.

А Ваши вопросы уже выходят за рамки интереса, связанного с темой треда. Значит, по правилам bon tone, Вам надо или держаться ближе к теме и формулировать собственную позицию, или остановиться.

А пуркуа бы и не па?

Обещаю, что моё любопытство будет удовлетворено всего лишь Вашим ответом, и я не буду больше в этом треде обсуждать Ваш скромный вклад. Мне просто интересно.

Re: А пуркуа бы и не па?

Не верю ;-)

Вкратце:

1982-1987 - член редколлегии и главный редактор факультетской газеты ММФ НГУ "Оракул";
1988 - член совета дискуссионного клуба "Диалог" - одного из первых "неформальных объединений" в Омске;
1989 - один из создателей и лидеров Омского Городского Клуба Избирателей и Омского Народного Фронта;
1989 - член редакции независимой газеты "Демократический Омск";
1990-1993 - депутат Омского городского совета;
1992 - создатель первого независимого информационного агентства "ДО-инфо";
1999 - создатель и руководитель независимых информационных ресурсов "Провинциальное Агентство Новостей", "Омская Газета" и портала "Открытый Омск";
1999-2002 - руководитель серии образовательных проектов для журналистов, соавтор книги "Делаем хорошие новости!";
2007 - член федерального бюро ОГФ;
2008 - депутат Национальной Ассамблеи.

Автор ряда эссе, резолюций и программных документов, инициирующих и развивающих концепцию формирования "альтернативной гражданской легитимности" как основы демонтажа компрадорского режима в России.

Список впечатляет названием должностей и обилием мест деятельности.
Всё, тема закрыта. Я приму к сведению.

Да нет, должностей-то как раз у меня не много было. В трудовой книжке у меня за 22 года всего две записи: инженер-программист ОКБ "Карат" (1987-1991) и главный редактор информационного агентства "ДО-инфо" (1991 - н.в.). А все "места деятельности" с 1989 года я создавал для себя и для других сам. И все эти места деятельности всегда были основаны на собственных представлениях о мире, собственных целях и повестках. По сути, именно это и является моим "скромным вкладом" в демонтаж режима.

Кстати, предметом моей особой гордости являются инициированные и организованные мной "с нуля" проекты, которые продолжают жить и развиваться и без моего непосредственного руководства. Таких, конечно, немного, но они есть. Например "Омское Медиасообщество" - независимое саморегулируемое объединение профессионалов регионального медиа-рынка, созданное в 2004 году. Рассчитываю, что успешным будет и инновационный проект "Омский Клуб Деловых Журналистов", запущенный в августе 2009 года.

Думаю, и в "политике" еще удастся что-то сделать ;-)

  • 1
?

Log in